Дни полнолуния Пойя (Поя) в Шри-Ланке
День полнолуния (Full Moon Poya Day) - буддийский праздник, отмечается в республике Шри-Ланка 12 (в некоторых случаях 13) раз в год, каждый день Пойа (или Поя) имеет свое название. Сам термин "Пойа" произошел от слияния двух слов на санскрите и пали: "upa" + "vas" = Upasatha. Иногда бывает два дня Пойа, в этом случае Пойа день будет иметь в названии приставку Адхи - "Adhi".
Еще до прихода буддизма на Шри-Ланку древние аскеты отводили день полнолуния для отвлечения от мирских дел и занятий духовной практикой. Будда принял эту практику и именно вследствие этого в настоящее время сложилась традиция чтения буддийских текстов и комментариев (Бана) в монастырях и храмах в эти дни. Традиция празднования дней Пойя в Шри-Ланке была начата с приходом буддизма в 247 году до нашей эры для укрепления связей между Сангхой (монашеской общиной) и мирянами.
Во времена Будды в древней Индии было три времени года:
- зима (хемантха),
- лето (гимхана),
- сезон дождей (вассана).
Теперь с Эсала Пойа (Esala Pura Pasalosvaka Poya) начинается период уединения у монахов Vas, который длится 4 месяца до Вап Пойа (Vap Pura Pasalosvaka Full Moon Poya Day). В течение этого периода монахи занимаются духовными практиками, оставляя повседневную социальную работу, в это время они не покидают пределов монастырей и храмов. В Пасалосвака входят дни полнолуния Пойа (Pasaloswaka Poyas): Эсала, Никини, Бинара и Вап.
В период дождей монахи остаются в помещении, проводя ретриты и сосредотачиваясь на занятиях медитацией, также они присутствуют на религиозных мероприятиях, проводят проповеди и открытые дискуссии по Дхарме в храмах. Традиция проведения ретритов в сезон дождей практикуется в странах, исповедующих буддизм Тхеравады, таких как Таиланд, Шри-Ланка, Мьянма, Камбоджа, Вьетнам и т.д.
В течение периода Вассаны верующие собираются в местах, где находятся практикующие монахи (Bhikkus) и помогают им с жизнеобеспечением. Эти действия мирян приводят их к накоплению особых заслуг и являются проявлением взаимосвязи монахов и мирян.
Окончание сезона дождей, означающее и окончание периода уединения у монахов, называется Вассана Самайя (Vassana-Samaya), завершается церемонией под названием Катина Чеварайя (пали) ("Katina Cheevaraya"), а также красочным шествием с участием танцоров и барабанщиков.
Дни полнолуния в Шри-Ланке Поя (Full Moon Poya Day)
Месяц | Название | Что празднуют |
Январь | Дурутху (Duruthu) |
Первый визит Будды в Шри-Ланку в Махиянганайю |
Февраль | Навам (Navam) |
Первое собрание Буддийской общины и назначение двух главных учеников Будды Сарапутта и Моггаллана; провозглашение Буддой кодекса фундаментальных этических заповедей для монахов; Будда сообщил, что в течение трех месяцев состоится его Parinibbana (смерть). |
Март | Медин (Medin) |
Празник в честь посещения Буддой своего отца, короля Суддодана, и родственников, для того, чтобы указать им путь к Освобождению. |
Апрель | Бак (Bak) |
Второй визит Будды в Шри-Ланку, на пятом году после Просветления. |
Май | Весак (Vesak) |
День рождения, достижения высшего просветления в возрасте 35 лет, и, через 45 лет, окончания жизни и ухода в Паранирвану Будды Шакьямуни Сиддхартхи Гаутамы, а также третий, и последний, визит Будды на Шри Ланку. |
Июнь | Посон (Poson) |
Маха Махинда (сына индийского царя Ашоки) в 3 в. до н.э. в Михинтале (Mihinthalaya) посвятил в буддизм короля Деванампьятисса, таким образом в этот день отмечается приход буддизма в Шри Ланку. |
Июль | Эсала (Esala) |
Первое чтение Буддой Dhammacakkappavattana Sutra 5 монахам-отшельникам; приведение в движение колеса Дхармы (Dhammachakka) в Сарнатхе; изложение теории Восьмеричного Пути и объяснение Четырех Благородных Истин. Также отмечается начало сезона дождей, в течение последующих 4 месяцев монахи находятся в уединении, не покидая помещения и проводя ретриты (Wassana). |
Август | Никини (Nikini) |
Проведение первого Буддийского Собрания (Dhamma Sanghayana) через 3 месяца после смерти Будды, в нем приняли участие 500 Архатов Учения, оно длилось 7 месяцев и в течение него были согласованы основы Учения в пещерном храме Саттапанни (Sattapanni Rock Cave) у подножия горы Раджагаханувара (Rajagahanuvara), на территории современного Раджгира в Индии. |
Сентябрь | Бинара (Binara) |
Основание первого буддийского женского монашеского ордена |
Октябрь | Вап (Vap / Wap) |
Первый сингальский Архат Учения Махааритта (Mahaaritta) провел первый монашеский собор в Анурадхапуре в храме Тупарама (Thuparama Temple); в этот же день император Ашока отправил саженец дерева Джая Шри Маха Бодхи в Шри-Ланку. |
Ноябрь | Ил (Il) |
Конец сезона дождей (Wassana), начавшегося в Эсала Поя, окончание периода уединения у монахов; начало распространения буддизма 60 последователями Учения по миру; Vivarana - объявление о грядущем Будде Майтрейа Бодхисаттва (Bhikku Maitriya). |
Декабрь | Ундувап (Unduvap) |
Прибытие саженца священного дерева Джайа Шри Маха Бодхи (Бо) в Шри-Ланку; его отросток сейчас растет в Анурадхапуре и является одной из основных буддийских реликвий. |