История Сигирии, Шри-Ланка
Сигирия представляет собой загадочный объект - дворец, построенный на вершине 170-метровой скалы. Комплекс поражает сложностью и грамотностью планировки, считаясь первым серьезным градостроительным проектом Цейлона. Возведение дворца, а также строительство комплекса террас и садов с бассейнами и прудами, создание фресок приписывается королю Кашьяпе / Кассьяпе (Kasyapa), правившему в 479 - 497 годах. Иногда встречается вариант написания "Кассапа", что не является верным, поскольку санскритское написание имени "Касьяпа" при сингальской транслитерации включает звук "ш".
История сингальских королей Сигирии
Согласно легенде, король Кашьяпа был вторым монархом из рода Морийан (Moriyan) королевства Анурадхапура, поднявшим восстание и убившим собственного отца, а через 14 лет совершившего самоубийство на фоне отчаяния от постигшего его поражения в битве за трон от младшего брата Мугалана. Одновременно с тем современниками король Кашьяпа описывается как верующий человек, активно занимающийся духовной практикой, склонный к поэзии, с развитым художественным вкусом. Ко всему прочему как минимум странно, но исторически не зафиксировано, кроме вменяемого историками отцеубийства, других преступлений, совершенных Кашьяпой за время правления.
В общем история королей, которым приписывается строительство Сигирии достаточно запутана, но, вероятнее всего, имеет мало отношения к реальности. Согласно гипотезе ряда ученых, в том числе ланкийского ученого-археолога Раджи Де Силвы, основанной на многолетних исследованиях в области не только археологии, но и других научных дисциплин, в том числе искусствоведения, предполагает, что Сигирия является проектом не монарха-отцеубийцы, а предшествующих, но, к сожалению, неизвестных в настоящее время строителей. В ввиду своей обоснованности и крайней логичности здесь мы рассматриваем лишь эту версию, поскольку в остальных существующих на сегодняшний день концепциях не прослеживается логических взаимосвязей.
При попытке обнаружения истины историческая легенда о Кашьяпе просто поражает своей несостоятельностью: удивляет отсутствие логики в поступках участников событий и обнажается масса нестыковок. Кроме того, даже при рассмотрении версии о сыне-отцеубийце, в этой истории возникают несколько дополнительных персонажей, которым в версии любого стандартного путеводителя даже не находится места, несмотря на фактически ключевую роль. Одним из таких персонажей является Мигара - главное действующее лицо в государственных переворотах в период правления трех королей династии Морийан Королевства Анурахапура между 455 и 515 г., лишь кое-где упоминается, так же как и Маха Брахмана.
История Короля Датусены
После короля Маханамы (Mahanama), правившего королевством Анурадхапура в 410 - 434 г, в 435 году королевство Анурадхапура было захвачено тамильскими захватчиками из династии Пандья (Pandya), установивших свое господство в период 435-455 гг. Принц по имени Датусена (Dhatusena), развернул изнурительную партизанскую кампанию против армии захватчика. На протяжении истории набеги на остров соседних южно-индийских царств Чола (Chola), Пандья, Чера (Chera) и Паллава (Pallava) осуществлялись регулярно. Именно в период кампании в результате отношений между принцем Датусеной и женщиной из более низкой касты был рожден его старший сын Кашьяпа. Датусена, через 10 лет освободительной кампании поверг иностранных захватчиков, после чего стал королем Анурадхапуры в 455 г (правил до 479 г), тогда же он женился на Самгхе (Samgha) - женщине из королевской семьи. Во время правления Датусены страну ждало 15 лет мира и процветания. От Самгхи у Датусены родился младший сын Мугалан (иногда Могалланна). Даже при том, что Кашьяпа был старшим сыном, претендовать на трон он не мог вследствие своего более низкого происхождения, хотя и был признан отцом, что давло ему высокий социальный статус и уважение со стороны общества.
Король Датусена известен как строитель инженерного чуда того времени - водохранилища Кала Вева (Kala Wewa) в Анурадхапуре путем строительства дамбы через небольшую реку Кала Ойа (Kala Oya) и рукотворный канал Йодха Эла (Yodha Ela) длиной 87 км, соединяющие водохранилища Кала Вева и Тисса Вева в Анурадхапуре. После создания ирригационных систем король Датусена возжелал получить статус Бодхи Раджайа (Bodhi Rajaya) - титул монархических династий острова как защитников буддизма, однако тот был присвоен королем Явы Шри Кундьей (Sri Kundya), который отказался вернуть титул даже после того как Датусена передал, что владение этим титулом какой-либо страной кроме Шри-Ланки незаконно.
Тогда Датусена обратился за советом к настоятелю буддийского тхеравардинского монастыря Маха Вихарайа (Maha Viharaya) и тот посоветовал Датусене практиковать 10 королевских добродетелей - Даса Раджа Дхарма (Dasa Raja Dharma), что привело бы его к обладанию статусом Чакраварти Раджа Дхарма (Chakravarti), т.е. к титулу выше, чем желаемый Бодхи Раджайа. Последовав совету, через некоторое время выяснилось, что эта практика королю не подходит, поскольку привела его в состояние сильного ментального расстройства. Как раз в это время ко двору Анурадхапуры прибыл некий "Maga Brahmana" жрец магии, христианина персидского происхождения, который, воспользовавшись доверием короля, через какое-то время стал его советником. В последующем этот жрец сыграл важную роль в жизни не только Датусены, но и его сына Кашьяпы.
Король Датусена обратился к Мага Брахману с мучавшим его вопросом - как же получилось, что он оказался неспособен практиковать 10 Королевских добродетелей, на что получил ответ, что это невозможно для человека и даже древние цари Персии пытались заниматься этой практикой, но им это не удалось. Однако выход есть - соблюдая определенные ритуалы, можно получить монаршеский титул Короля Гор (Parvata Raja). Но для этого было условие - король должен был править королевством из дворца, построенного на вершине скалы. Конечно Анурадхапура была процветающим королевством, однако средств на гигантский королевский дворец было недостаточно, это стало бы тяжким бременем для населения и вызвало бы конфликт в том числе и с духовенством, не способным уразуметь необходимость столь масштабного строительства. Тогда Мага Брахман предложил королю способ получения денег на проект - если все люди Анурадхапуры в день рождения короля в знак преданности сделают некий дар в казну, то через 7 лет можно начать строительство. Неизвестно, правда, был ли это налог или все же подарок.
Появление Маха Брахмана и Мигары
В это время интриги вокруг короля нарастали не только ввиде желающих трон сыновей, но и внешние: Симхаварман (Simhavarman), его зять, получил желанный титул Короля Гор и объявил войну Датусене. Симхаварман послал армию, чтобы захватить остров, целенаправленно ставя во главе армии Мигару, мужа сестры Датусены, как генерала своей специально малочисленной армии, в надежде, что его разгромят, поскольку был махараджа был крайне недоволен обращением Мигары и его жены в христианство. Датусена в свою очередь, наблюдая противостояние своей второй жены со старшим сыном, и уже решив отдать трон младшему сыну Мугалану, использовал ситуацию по-своему: он также отправил Кашьяпу во главе малочисленной армии, по сути повторив хитрость противника.
По задумке принца должна была уничтожить армия Мигары на поле боя, но Кашьяпа, почувствовав предательство, решает обыграть отца, заключив договор с Мигарой. Они фальсифицировали битву, после чего армия Мигары сдалась и присягнула на верность королю Датусене, а Кашьяпе был присвоен титул Ювараджа (Yuvaraja). Получение титула еще сильнее накалило соперничество между братьями. Тогда Мигара предупредил Кашьяпу, что его отец вступил в сговор с королем Индии, замыслив предательство, что было ложью. С другой стороны же он представил королю Кашьяпу как предателя и изменника. Ложь была нацелена простимулировать отъезд Кашьяпы, чтобы представить королю доказательства измены, сделав так, чтобы видя его бегство, король решил, что Кашьяпа действительно виновен в измене. Поверив Мигаре и поняв, что титул достанется младшему, Кашьяпа отправился к матери и сообщил, что ему легче жить в изгнании, чем в подчинении младшему брату и та благославила его отъезд в Мадрас к дяде Силатисьябодхе (Silatisyabodhi).
Собрав войско, через 7 месяцев Кашьяпа решил вторгнуться в родное королевство. Он с армией высадился в районе современного Чилау и, продвинувшись вглубь острова в район Курунегалы, разбил лагерь рядом с деревней Шри Пура (Sri Pura). В то же время по невыясненным причинам войска Датусены разбили лагерь в самой деревне, таким образом оказавшись к противнику тылом. Тогда Кашьяпа не знал, что армию возглавляет его отец, думая что ею руководит младший брат Мугалан. Армия Датусены была атакована во время установки лагеря и полностью разгромилена Кашьяпой. Король Датусена, видя происходящее, не дождавшись окончания боя убил себя, отрубив голову собственным мечом, именно таким образом Кашьяпа и оказался впоследствии косвенно виновным в самоубийстве отца. По приказу нового короля была построена ступа на месте кремации Датусены.
История Короля Кашьяпы
После этой битвы Кашьяпа отправился с армией в Арурадхапуру и, не встретив никакого сопротивления, занял город. Он сразу назначил Мигару, который "помог ему" избежать заговора отца, начальником армии, а младшему брату предложил дружбу и статус регента, однако Мугалан к тому времени уже покинул страну вместе со своей матерью. Обретя статус короля Кашьяпа решил построить дворец, о котором мечтал его отец и обратился за помощью к советнику отца, Мага Брахману. Тот предложил ему выпустить золотые монеты и контролировать их оборот, так Кашьяпа сможет и добыть денег для завершения строительства, и, впоследствии, непременно правя с вершины скалы, получить статус Кувера - бога богатства.
Несмотря на то, что статус Кувера Кашьяпе подтвердил настоятель монастыря Абхайагири (Abhayagiri Viharaya), настоятель Махавихарайа подверг это решение критике, поскольку Кашьяпа не провел с ним консультации перед принятием решения о новом имперском статусе. Настоятель сообщил, что "Кувера был главой "якшей" (демонов) и пройдет еще много времени прежде чем Якши сможет приобрести статус человека снова". Таким образом, провозгласив себя Куверой, Кашьяпа получил враждебное отношение не только духовенства, но и зарубежных правителей. При жизни Кашьяпа восстановил древний монастырь Исиримана (Isirimana), иногда называемый Вессагири (Vessagiri) и завещал его монастырю Махавихарайа, хотя он сам был приверженцем доктрины Махаяны. Духовенство Махавихарайи было в бесконечной оппозиции к Кашьяпе не только потому, что он провозгласил себя Куверой, но и потому, что он являлся последователем направления Махаяна, не Тхеравада.
Для развития торговли и привлечения купцов король построил новые порты на острове из-за чего серьезно пострадала торговля соседних государств. Дело в том, что купцы Кашьяпы наладили торговлю с индийским городом Суварнапура (Suvarnapura), являвшийся рынком Магараджи Индии, который, для того, чтобы остановить торговлю, вынужден был выпустить собственную золотую монету. Возмущенный утратой контроля над торговлей, Магараджа вызвал брата Кашьяпы и сказал ему, что он будет спонсировать армию Мугалана, чтобы бороться с его старшим братом, если Мугалан пообещает, в случае победы он прекратит использование золотых монет и откажется от претензий на статус Короля Гор, правя не из Сигирии, а из Анурадхапуры. Мугалан согласился.
В это время скончался старый советник короля Мага Брахмана, а его сын покинул дворец и уехал за границу, где встретившись с Мугаланом, тайно присягнул ему на верность, получив обещание, что, в случае, если младший Мугалан убьет Кашьяпу, то перейдет в христианство, что чисто по сложившейся случайности не понадобилось, т.к. Кашьяпа погиб не от меча Мугалана. Получив обещание, сын Мага Брахмана вернулся в Сигирию, чтобы встретиться и передать слова Мугалана Мигаре, все также служившим начальником королевской армии.
Мигара был христианином, как и его сестра, жена Кашьяпы, поэтому план по убийству короля было решено воплощать с ее помощью. Жена Кашьяпы согласилась помочь брату в том случае, если никто и никогда не обвинит ее в этом и она не потеряет своего положения. Стоит отметить, что конфликт Мигары и Кашьяпы корениться в запрете Кашьяпой устроения праздника по случаю постройки Мигарой христианской святыни. По-видимому случилось так: жена короля уговорила его провести вместе ночь на вершине скалы, после чего тот внезапно заболел, так сильно, что его пришлось нести вниз слугам, а к утру скончался, очевидно, будучи отравленным своей королевой. Кашьяпа был кремирован с королевскими почестями и его останки захоронены в ступе Пидурангала (Pidurangala).
Король Мугалан
После смерти короля Кашьяпы Верховный главнокомандующий армии королевства генерал Сулаксмана (Sulaksmana), возвел на престол сына Кашйапы, Датусену, и стал править от его имени. Из-за этого возникают различного рода неточности в исторических датировках и события начинают накладываться друг на друга, путая очередность. Спустя какое-то время на королевство напала армия Мугалана, снаряженная индийским магараджей, а в этой битве Сулаксмана потерпел поражение, умерев, также как умер как король Датусена, отец Кашьяпы, путем обезглавливания себя. Так Мугалан получил контроль над королевством и взошел на престол, перенеся столицу обратно в Анурадхапуру, а затем еще и женившись на вдове покойного брата, тем самым выполнив все данные обещания. Сын Кашьяпы же успел сбежать в Индию, где и умер в изгнании.
Таким образом, на лицо оказывается вовсе не история о короле-отцеубийце, а смесь сложных религиозных противостояний традиций буддизма Махаяны и Тхеравады, а также христианства, активно сдобренных человеческими ложью и предательством. Кроме того, остается неясной развитие сюжетной линии, связанной с христианством, поскольку об основных ее участниках в хрониках не упоминается. Де-факто не только в связи с наличием в самом комплексе минимум трех стилей строительства, различных по времени создания, можно утверждать, что король Кашьяпа правил королевством Анурадхапура, однако нет оснований утверждать, что именно он был его первоначальным строителем.
Интересен тот факт, что ни водной хронике процесс столь масштабного строительства не упоминается, также как и напрочь отсутствуют остатки следов транспортных средств, осуществлявших доставку материалов, строительства, следов самих материалов. Характерная для королевства Анурадхапура кладка из красного кирпича повсеместно встречается в Сигирии, что позволяет предположить, что Кашьяпа если и использовал Сигирию как дворец, изначально ее строителем не являлся, а лишь адаптировал годную постройку под собственные нужды. Согласно другой существующей гипотезе, скала в принципе никогда не являлась дворцом, а Сигирия - столицей, на протяжении веков просуществовав как величайший памятник Махаянской традиции в Шри-Ланке. В общем загадка кто построил скальный комплекс Сигирия остается неразгаданной, а ученые из разных стран мира продолжают работать над ее решением.