Сигирия: история названия комплекса, фрески

4.61111111111 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Историе названия Сигирии, Шри Ланка

Вход на вершину Сигирии проходит через площадку в северной части скалы, через лестницу сквозь лапы некоего существа, называемого львом.

Местность была обитаема доисторическими людьми еще в период 10-20,000 лет назад, однако какое именно имя носила Сигирия до короля Кашьяпы, которому приписывается создание дворцового комплекса, неизвестно

Согласно легенде, ранее статую венчала отвалившаяся со временем голова льва, однако фактических подтверждений принадлежности лап льву нет. К слову, сигирийские лапы и вовсе на львиные не похожи. 

Львиные лапы Сигирия Шри Ланка

История названия "Сигирия"

Как именно гора, а соответственно и местность рядом с ней, получили свое название доподлинно неизвестно. Причем утверждать, что это сам Кассапа назвал гору львиной нельзя, т.к. на табличке, найденной в Тимбиривава (Timbirivava) было вырезано: "Maharaja Kasabala Alakapaya" - Кассапа Король Алакаманды.

Две надписи, присвоенные королю Михинде, правившему между 956 и 972 г. найденные в Вессагирии (Vessagiriya) и Анурадхапуре используют слово  "Kasubgiri" - гора Кассапы

Первое упоминание названия "Сигирия" происходит в хронике 12 века Кулавамса (Culavamsa), написанной 8 веков спустя правления короля Кассапы, где дворец сравнивается с Алакамандой - самый богатым и самым красивым городом богов, находящимся среди облаков, управлял которым Кувера - бог богатства. Таким образом этот район стал известен как "Сигирия" примерно с 12-го века.

Откуда взяты описания дворца Кашьяпы, которому приписывается постройка Сигирии?

Описания внешнего вида Сигирии базируются на путеводителе "Сихири Вихара" (Sihigiri Vihara), найденном в библиотеке индийского магараджи Суварнапура (Suvarnapura). Там дается подробное, детальное описание дворца Кашьяпы: на скале посреди облаков находится дворец, но никому не кроме короля и королевы не разрешалось подниматься на вершину. Сады с бассейнами и прудами, называемые Дхарани (Dharani), окружали дворец. Они не бывали сухими даже в засушливый сезон из-за механизма, подающего воду. 

Именно оттуда взята голова льва, венчавшая вход, якобы за которой были нарисованы портреты самого Кашьяпы и его отца Датусены. Также там упоминается зеркальная стена, отполированная с помощью минералов, имевшихся только в Шри Ланке, а также о галерее фресок с изображением Апсар. Кстати, плато перед площадкой с лапами носит название плато Красного мышьяка. 

Западные и южные склоны были разделены на террасы и служили местом жительства для горничных, членов армии телохранителей и наложниц Кашйапы, якобы 300-500. На западном склоне существовало два лестничных пролета, служивших для подъема на гору. Путь пролегал через пещеру, которая была храмом богини Абхрастхита (Abhrasthita) или Анахита (Anahita). Происхождение этой богини индо-персидского направления и вовсе остается закадкой. Женские фигурки, которые считаются теперь сигирийскими девами были обнаружены там позднее, в дни правления короля Паракрамбаху (Parakramabahu).

Фрески Сигирии

Фрески на западном склоне Сигирии считаются единственным дошедшим до нас не религиозным образцом искусства Шри Ланки. Эти образы, несомненно, также вызывают множество вопросов, однако в связи с тем, что изучением серьезно никто не занимался, даже здесь существуют две противоположные версии - классическая, написанная в школьных учебниках и путеводителях, но которую вряд ли стоит всерьез рассматривать ввиду явного противоречия логике, и современная, логически более научнообоснованная и реальная. Образы, запечатленные на фресках называют "апсары", небесные нимфы, или "сигирийские девы", что само по себе уже нельзя отнести к нерелигиозному творчеству.

Часто встречается ложное утверждение, что образы женщин имеют отношение к гарему короля - никаких доказательст этому не существует. Отсылки к татуировкам на шеях женщин не корректны, поскольку те не являются традиционными и в искусстве острова кроме этих фресок нигде более не встречаются. Исходя из теории создания фресок Сигирии подданными Касапы, также находят в них некое сходство стилистики с древнеиндийскими стилем Гупта (им расписаны пещеры Аджанты):

Женские образы в пещерах Аджанты, Индия

Теория ланкийского историка Де Сильвы основанная на впечатляющем анализе данных, полученных из множества дисциплин - эпиграфики, литературы, метеорологии, буддийской философии, иконографии, истории искусства, химии и, прежде всего, более чем вековых научных раскопок Департамента археологии Шри Ланки, арнументированно предполагает, что Сигирия никогда не была ни столицей острова, ни дворцом, а являлась храмом и монастырем Махаянской традиции буддизма.

Эта версия, несмотря на свою революционность куда логичнее и обоснованнее легенды о короле Кашьяпе, жизнь которого хоть и может стать основой сценария интригующего фильма, однако к реальности имеет мало отношения. Женские образы могли являться олицетворением богини Тары (король Кашьяпа (неправильный вариант Кассапа) относился к Махаянской традиции буддизма, духовенство, с которым у него произошел конфликт - к Тхераваде). Цвет кожи образа Тары может быть красного, желтого, зеленого, голубого или белого цвета. Среди фресок нет ни одного повторяющегося образа, что может символизировать отображение различных проявлений божества. Бесконечное повторение объекта "поклонения" характерно также для техники медитации Махаяны. 

Техника нанесения фресок Сигирии отличается от обычных и похожа на современную "fresco lustro", отличие состоит в том, что в неизвестный ученым состав их покрытия входит некое скрепляющее вещество на подобии клея, обеспечившее долговечность существования изображений.

Каждая фреска состоит из 2-3 слоев, выполненных по мокрой штукатурке. Для придания рисункам цвета использовано 4 пигмента: красный, желтый, зеленый и черный, первые три извлекались из минералов, а для четвертого - черного цвета - брался обычный уголь. Продуманное использование минералов вместо растительных красителей позволило фрескам сохранить свои цвета за счет устойчивости минералов к щелочной среде штукатурки и солнечному свету.

Открыть фотогалерею комплекса Сигирия в новой вкладке...

История обнаружения комплекса сооружений на скале Сигирия


К 1815 году британцы захватили весь Цейлон, сделав его колонией. В 1827 г. молодой офицер Британской армии Джонатан Форбс (Jonathan Forbes) на остров для прохождения службы, его привлекала охота в местных джунглях на слонов. Там он сразу подружился с Дж. Тернером (George Turnour) - британским государственным служащим, расшифровывавшим древние хроники Шри Ланки. Тот поведал Форбсу историю о существовании затерянного в джунглях древнего города.

Спустя какое-то время, в 1831 г., в процессе охоты на слона, Форбс наткнулся на развалины у подножья Сигирии. Позже он описывал как с товарищами решился пересечь отрезок густых джунглей, мучительно карабкаясь вверх, по лестницам, они добрались до зеркальной стены и продвинулись на 100 м. вперед, но вынуждены были отступить из-за нестерпимой жары. Форбс вернулся в Сигирию снова в 1833 г., отметив, что "скала над галереей была окрашена в яркие цвета". Серьезные раскопки в этом месте начались в 1895 г., тогда лестница и львиные лапы были еще погребены подслоем грунта.

Намного позже, в 1853 г. восхождение на скалу провели британские археологи Адамс (AH Adams) и Бейли (J.Bailey). Первые частичные раскопки были начаты только в 1890 г. под руководством британского археолога Г. Бэлла (Harry Charles Purvis Bell). Это было связано с появлением на Цейлоне Департамента археологии. Тогда было проведено исследевание объекта и снята часть слоя грунта. Полностью город был обследован археологами только в 1982 году под эгидой правительственного проекта по созданию "культурного треугольника Шри Ланки".  Раскопки в восточной части дворца ведутся до нстоящего времени и еще не завершены.

Раритетные фотографии Сигирии, остров Цейлон

 

Поделитесь с друзьями!