Полоннарува (Polonnaruwa)

4.625 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Город Полоннарува (Polonnaruwa), Шри Ланка

Город Полоннарува находится в Северо-Центральной провинции острова Шри Ланка, в 217 км от фактической столицы острова Коломбо и в 118 км от крупного города Тринкомали и в 70 км от популярного туристического города Дамбулла. Полоннарува является столицей одноименного административного округа.

  

Город состоит из двух частей: современного города Кадурувела (Kaduruwela), обозначаемого часто на картах как Polonnaruwa New Town и древнего города, столицы королевства Полоннарува (Kingdom of Polonnaruwa). 

В новом городе Кадурувела находится самая большая школа района Polonnaruwa Royal Central College.

Древний город Полоннарува внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1982 году. Город является второй древней столицей сингальских королей после разрушения и разорения столицы Анурадхапуры захватчиками Чола из Южной Индии в 993 г. Руины древнего города находятся на восточном берегу озера Паракрама Самудра.


Как добраться в Полоннаруву


busesКак доехать в Полоннаруву из Коломбо

Автобусы, следующие из Коломбо в Полоннаруву (ехать около 6 ч): 

  • №48-1 Коломбо (Colombo) - Баттикалоа (Battikaloa), 
  • №48-3 Коломбо (Colombo) - Кадурувела (Kaduruwela).

busesКак доехать в Полоннаруву из Дамбуллы

Автобусы, следующие из Дамбуллы в Полоннаруву (ехать около 1-1,5 ч):

  • №46 Кегалле (Kegalle) - Кадурувела (Kaduruwela),
  • №48-1 Коломбо (Colombo) - Баттикалоа (Battikaloa), 
  • №48-8 Курунегала (Kurunegala) - Кадурувела (Kaduruwela), 
  • №48 Коломбо (Colombo) - Калмунай (Kalmunai).

busesКак доехать в Полоннаруву из Канди

Автобусы, следующие из Канди в Полоннаруву (ехать около 3 ч):

  • №41-2 Канди (Kandy) - Кадурувела (Kaduruwela), 
  • №41/48 Канди (Kandy) - Баттикалоа (Battikaloa).

busesКак доехать в Полоннаруву из Анурадхапуры

Автобусы, следующие из Анурадхапуры в Полоннаруву (ехать около 3 ч):

  • №22/75/218 Ануадхапура (Anuradhapura) - Ампара (Ampara), 
  • №4/86 Путталам (Puttalam) - Калмунай (Kalmunai).

busesКак доехать в Полоннаруву из Баттикалоа

Автобусы, следующие из Баттикалоа в Полоннаруву (ехать около 2-2,5 ч):

  • №41/48 Канди (Kandy) - Баттикалоа (Battikaloa),
  • №48-1 Коломбо (Colombo) - Баттикалоа (Battikaloa),
  • №48 Коломбо (Colombo) - Калмунай (Kalmunai),
  • №86-1 Вавуния (Vavuniya) - Баттикалоа (Batticaloa).


Карта древнего города Полоннарува


Достопримечательности Полоннарувы

Далада Малюва
(Dalada Maluva)

Далада Малюва - это территория внутри древнего города Полоннарува, которая содержит самые старые и самые священные памятники в городе. Это место также называют Священным Квадранглом (Sacred Quadrangle). Вокруг Далада Малюва расположены ориентированные по четырем сторонам света:

  • Hatadage на севере; 
  • Vatadage на юге; 
  • Galpotha на востоке;
  • Atadage на западе.

Вход на территорию древнего города Далада Малува через каменные ступеньки. Слева от них находится каменная плита с 3 резными фигурами: человека, вороны и собаки. Эта каменная надпись сообщает посетителям, которые приходят, чтобы поклониться реликвиям, что любой, кто действует неуважительно в этом священном месте возродиться как ворон и собака.


Храм Хатадаге, Полоннарува, Шри ЛанкаХрам Хетадаге
(Hatadage)

Средневековый буддийский храм Хетадаге, наряду с Атадаге, являлся одним из мест хранения зуба Будды в Шри Ланке. По-сингальски название храма "хета" означает "шестьдесят", и из-за чего предполагается, что здание названо так, поскольку либо было завершено в течение 60 дней, либо же в нем были размещены 60 реликвий, в том числе зуб Будды.

Считается, что храм Хетадаге был построен королем Ниссанка Маллой (1187-1196) для того, чтобы стать вместилищем реликвии в период расцвета королевства Полоннарува. Однако среди историков есть версия, что на самом деле строителем храма являлся король Паракрамабаху, в то время как Ниссанка Малла его лишь отреставрировал.

Двухэтажный храм окружен сплошными каменными стенами, на первом этаже ранее располагались три статуи стоящего Будды, а на втором этаже размещалось хранилище Зуба Будды, не дошедшее до нашего времени, т.к. была сделана из недолговечных натуральных материалов.

Особенностью храма Хетадаге является также его украшение - лунный камень Санканда Пахана (Sandakada Pahana), расположенный на входе в храм: на нем изображен лев, что является большой редкостью для сюжетов архитектуры времен королевства Полоннарувы.


WatadageХрам Ватадаге 
(Vatadage)

Храм-ступа Ватадаге (Vatadage) в древнем городе Полоннарува был построен в неизвестное время, впервые он упоминается в связи с ремонтом королем Ниссанка Маллой в 12 в. Радиус монумента составляет 18 м. Особенностью строения является наличие крыши над ступой, подобный архитектурный пример можно встретить также в Медиригирийе в нескольких километрах от Полоннарувы.

В центре здания находится небольшая ступа, окруженная с четырех сторон необычно выполненными статуями Будды. Крыша храма ранее поддерживалась двумя рядами каменных столбов вокруг ступы, однако ни одна из них не сохранилась, лишь столбы вне стен Ватадаге остаются нетронутыми. Наверх, к основному постаменту ведут 4 каменные лестницы, расположенные в соответствии со сторонами света.

В архитектурной каменной росписи храма прослеживаются изменения со времен Анурадхапуры: изначально на лунных камнях были изображены 4 животных - слон, лошадь, лев, бык. К периоду Полоннарувы символов животных на лунных камнях осталось только три, пропал символ быка. Бык, согласно индуистским верованиям, возил на себе Бога Шиву и потому считается священным животным. Возможно по этой причине он был снят с лунного камня. Вместо этого, бык в период Полоннарувы был размещен на более высоком уровне, в некоторых местах на стороне лестницы.


Храм Атадаге, Полоннарува, Шри ЛанкаХрам Атадаге 
(Atadage Dalada Maligaya)

Небольшой двухэтажный буддийский храм Атадаге - одно из мест хранения зуба Будды в Шри Ланке. Храм был построен сингальским королем Виджаябаху I (1070-1110) в 12 в. Храм Атадаге был возведен на 54 каменных столбах, с остатками гранитной лестницы, ранее ведущей на второй этаж, где ранее хранился зуб Будды.  Храм Атадаге считается единственным сохранившимся храмом постройки короля Виджаябаху.

По-сигальски название храма "Ата" означает "восемь". Здание было названо так по первой версии, из-за того, что в нем разместилось 8 реликвий, включая главную - зуб Будды, или же, по второй, потому, что его строительство было завершено за 8 дней. В пользу второй версии говорит то, что судя по элементам храма, часть его украшений, например, лунный камень на входе, был привезен из Анурадхапуры. Слева от входа в храм находится каменная плита с надписью - Великкара (Velikkara), сделанная на тамильском языке, которая объясняет, что защита зуба Будды была организована тамилами.


Каменная книга Гал Пота, Полоннарува, Шри ЛанкаКаменная книга Гал Пота 
(Gal Potha)

Название "Гал Пота" в переводе с сингальского означает "каменная книга", она представляет собой плиту длиной 8,2 м и шириной 1,4 м, на которой запечатлены рассказы о жизни, генеалогическом древе и деяниях короля Ниссанка Маллы, а также о его борьбе с южно-индийскими захватчиками.

Согласно тексту надписи, данная плита была доставлена в Полоннаруву из Михинтале (Mihintale) из района Махиянганы (Mahiyangana). Каменная книга Гал Пота была привезена в Полоннаруву в 12 в. 

Текст надписи составлен в виде 3-х столбцов и содержит более 4300 символов, размещенных на 72 строках. Края каменной книги украшены барельефом, изображающим в два ряда гусей, образующих границы рисунка, посередине которого находится изображение богини Лакшми в окружении двух слонов.


Сатмахал Прасада, Полоннарува, Шри ЛанкаСемиэтажная башня Сатмахал Прасада
(Satmahal Prasadaya)

Семиэтажная пирамидальная кирпичная дагоба Сатмахал Прасада/Прасадайя построена в 11-13 в. в виде необычной для этих мест ступенчатой пирамиды.

Всего в Шри Ланке существует 4 квадратных ступы (дагобы), самой посещаемой из которых является Сатмахал Прасада в Полоннаруве. Остальные три расположены в Анурадхапуре: Накха Вехера (Nakha Vehera) и две на дагобы на территории монастырского комплекса Абхайягирия (Abhayagiriya).

Высота здания составляет 9 м. Здание имеет четыре входа, ориентированные по сторонам света. Внутри пирамидального строения сохранились остатки лестниц, ведущих на последние этажи. Цель постройки здания, его первоначальные строители, назначение и название историкам неизвестны. Аналогичные ступы существуют в Камбодже и Тайланде.


Ниссанка Лата Мандапайя, Полоннарува, Шри ЛанкаАрхитектурное строение Ниссанка Лата Мандапайя
(Nissanka Latha Mandapaya)

Павильон Ниссанка Лата Мандапайя - образец древней ланкийской архитектуры, расположен рядом с западным входом Далады Малювы, он был назван в честь короля Ниссанка Маллы (Nissanka Malla), жившего в 1187-1196 г.

Строение представляет собой приподнятую над землей каменную платформу с 8-ю каменными колоннами на ней, окруженную просто выполненным невысоким каменным забором. Колонны на платформе расположены в два ряда, по 4 в каждом ряду. Высота каждой каменной колонны составляет 2,54 м.

Каменные колонны являются уникальной особенностью данного места, поскольку они вырезаны особенным образом, более не встречающимся нигде в стране: они выполнены в форме стебля лотоса, изогнутого в трех местах, в верхней части которого принимают форму цветка лотоса. В центре Ниссанка Лата Мандапайя находится небольшая ступа без верха, помещение предназначалось для проведения религиозных ритуалов и песнопений, о чем свидетельствуют древние таблички рядом со строением.


Храм Тупарама, Полоннарува, Шри ЛанкаДом образа Тупарама 
(Thuparama Image House)

Дом образа Будды Тупарама представляет собой древнее сводчатое строение, сложенное из красного кирпича. Уникальным элементом храма является полуцилиндрическая крыша, также полностью сложенная из кирпича. Точное время постройки, строители, название здания и его первоначальное назначение неизвестны.

Существует две распространенные версии происхождения здания:  согласно первой, храм относится к периоду правления короля Виджаябаху (Vijayabahu I), основателем королевства Полоннарува, и был построен им в 11 в. Согласно другой версии, храм был возведен Махиндой, министром короля Паракрамабаху I, в середине 12 в., с целью строительства места для размещения зуба Будды - священной буддийской реликвии.

Толщина кирпичных стен здания составляет 2 м., внутри здания находится статуя сидящего Будды. Согласно легенде, ранее поверхность глаз этой статуи Будды была выполнена из драгоценных камней, а окна в здании были разработаны таким образом, что солнечный свет отражался в глазах Будды, рассеивая свет и освещая храм изнутри.

Ранее стены храма были оштукатурены, отделка местами сохранилась до настоящего времени. Арочный вход в здание традиционно украшен лунным камнем, охранными камнями, а также охраняется Макарами, вырезанными на балюстрадах. Остатки зданий и каменные столбы, расположенные в непосредственной близости от Дома образа Тупарама, свидетельствуют о том, что некогда он был частью большого архитектурного комплекса.


Ступа Ранкот Вехера, Полоннарува, Шри ЛанкаДагоба Ранкот Вехера
(Rankoth Vehera)

Огромная ступа из красного кирпича была создана сингальским королем Ниссанка Малла в 12 в. Дагоба является четвертой по величине в Шри Ланке и крупнейшей ступой Полоннарувы. Высота ступы 55 м, диаметр 185 м. Дагоба Ранкот Вехера - одна из самых почитаемых в Шри Ланке.

Ступа Ранкот Вехера в Полоннаруве выполнена полностью из кирпича. Археологические раскопки, проводимые ранее вокруг ступы показали, что первоначальный диаметр строения был намного больше и его высота некогда достигала 61 м. Кирпичные своды ступы поддерживают 4 кирпичных опоры Vahalkadas.

Первоначальным названием ступы было Руванмали (Ruwanmali), что свидетельствует о том, что изначально ступа Ранкот Вехера была построена по образцу ступы Руванвелисайя (Ruwanwelisaya) в Анурадхапуре. 

В переводе название ступы Ранкот Вехера означает "золотая остроконечная ступа" ("ran"  - золото, "kotha" - остроконечная верхушка, "vehera" - ступа или храм). Надпись на скале к востоку от ступы описывает, что здание было построено королем Ниссанка Маллой, который наблюдал за ходом строительства с этого места.

Ступа Ранкот Вехера находится на платформе, обнесенной кирпичным забором, 4 входа расположены по сторонам света. Надпись, высеченная на камне рядом со входом, гласит о том, что король Ниссанка Малла, правивший в 12 в., оберегал и контролировал постройку ступы и поклонялся небольшой ступе, расположенной на каменной платформе в углу террасы.


Ступа Кири Вехера, Полоннарува, Шри ЛанкаДагоба Кири Вехера 
(Kiri Vehera)

Огромная ступа из облицованного белой штукатуркой кирпича расположена напротив буддийского храма Ланкатилака. Название белоснежной дагобы переводится с сингальского как "Молочная ступа" (ступа цвета молока). Особенностью ступы Кири Вехера является то, что она сохранилась до наших дней без перестройки здания.

Ступа Кири Вехера в Полоннаруве была возведена супругой короля Паракрамабаху Субадрой (Subhadra). Изначальным названием ступы являлось Рупавати (Rupavathi), ступа входит в комплекс Алахана Привена (Alahana Privena), рядом с ним расположен храм Ланкатилака.

Ранее восточнее ступы Кири Вехера проводились археологические раскопки, в результате которых были обнаружены и представлены на обозрение туристов место хранения реликвий и ряд небольших дагоб, заключающих в себе останки монахов и членов королевских семей. Две одинаковые ступы, расположенные к югу от храма Ланкатилака предположительно заключают в себе останки короля и королевы Полоннарувы. Небольшие дагобы подверглись разорению: они были вскрыты и разграблены за 800 лет забвения города Полоннарува.


Ступа Пабалу Вехера, Полоннарува, Шри ЛанкаДагоба Пабалу Вехера 
(Pabalu Vehera)

Большая дагоба, возведенная из красного кирпича, Дагоба Пабалу окружена 4-я Домами образа Будды, расположенным согласно сторонам света. Точные имена и время строительства ступы Пабалу Вехера неизвестны. Предполагается, что она была возведена королевой Рупаванти (Rupawathi), супругой короля Паракрамабаху I.

Верхняя часть ступы была разрушена захватчиками, как и внутренний зал. Традиционно вокруг дагобы располагаются по 4 дома образа Будды. Дагобу Пабалу Вехера окружают 9 домов образа Будды, в которых находятся статуи Будды в сидящем, лежащем и стоящем положении, один из домов хранит в себе изображение отпечатка стопы Будды. Согласно существующей теории, эти дома образа Будды были построены разными людьми в разные исторические периоды.

Современное название "Пабалу", в переводе с сингальского означающее "бусины", было дано строению потому, что во время раскопок у стен дагобы археологи обнаружили большое количество стеклянных шариков, происхождение которых остается загадкой. 


Ступа Меник вехера, Полоннарува, Шри ЛанкаДагоба Меник Вехера 
(Menik Vehera)

Древняя дагоба, возведенная из красного кирпича, Меник Вехера является старейшей ступой в Полоннаруве. Оригинальное название и строители ступы неизвестны. Предполагается, что она была возведена в 8 веке и в течение разных исторических периодов приобретала дополнительные элементы конструкции.

Меник Вехера - небольшая ступа, построенная на необычно высокой платформе с каменными ступенями, ведущими к ее вершине. Платформа окружена стеной из красного кирпича.

Храмовый комплекс включает в себя два Дома образа Будды, один из которых содержит четыре статуи Будды и второй, поменьше, включающий одну каменную статую. Статуи были повреждены и сохранились частично. Охранные камни Меник Вехера уникальны: как правило, на камне изображается символ быка, но на камнях у входа в ступу бык был заменен на изображение слона. Остатки внешних стен позволяют предположить ранее наличие у здания крыши.


Демала Маха Сейя, Полоннарува, Шри ЛанкаДемала Маха Сейя
(Demala Maha Seya)

Древний городской комплекс Демала Маха Сейя, или Дамила Маха Сейя Damila Maha Seya), располагается к северу от Священного квадрангла Полоннарувы.

Комплекс зданий был возведен во времена правления короля Паракрамабаху в 12 в. при использовании труда тамильских заключенных, захваченных во время военной кампании короля против королевства Соли ( Soli Kingdom) в Южной Индии.

По неизвестной причине строительство ступы на территории комплекса Дамила Маха Сейя не было завершено. Если бы возведение ступы завершилось, то она стала бы самой грандиозной в мире - длина окружности дагобы Маха Сейя составляет около 650 м, а предполагаемая высота 185 м. Согласно легенде, король Паракрамабаху желал, чтобы ступу Маха Сейя была видна с берегов Индии.


Гал Вихара, Полоннарува, Шри ЛанкаСкальные изваяния Гал Вихара
(Gal Vihara / Uttararama)

Гал Вихара является самым посещаемым туристическим объектом Полоннарувы. Главной особенностью данного буддийского храма являются 4 статуи Будды, вырезанные из единой цельной гранитной скалы длиной 51 м.

Современное название места "Gal Vihara" означает в переводе с сингальского "Каменный храм".  Данное место упоминается в сингальской хронике Чулавамсе, там Гал Вихара называется "Uttara Vihara", что переводится как "Северный Храм", а позднее закрепилось "Uttararama" - "Северный монастырь".

Статуи, вырезанные из скалы, изображают:

  • Статуя сидящего Будды высотой 4,5 м.
    Статуя находится на невысоком постаменте в передней части которого размещены ниши, содержащих изображения льва и скрещенных ваджр.

  • Статуя сидящего Будды в рукотворной пещере
    В середине пещеры расположен высокий трон с сидящим на нем изваянием Будды в окружении двух полубогов.

  • Статуя стоящего Будды высотой 7 м;
    Руки статуи Будды изображают необычную позу - они скрещены на груди. Именно из-за этого необычного положения рук существует предположение, что в статуе запечатлен не образ Будды, а его ученика Ананды (Ananda), который скорбит о своем учителе, переходящем в окончательную нирвану.

  • Статуя лежащего Будды длиной 14 м.
    Статуя изображает Будду в позе льва (sihasana) в тот момент, когда он достиг нирваны. Голова статуи покоится на украшенной подушке. Подошвы ног Будды покрыты специальными знаками. Сам Будда изображается в виде человека с круглым лицом и высоким лбом.

На пологой скале между пещерой и стоящей статуей Будды находится одна из самых длинных надписей древней Шри-Ланки. Надпись в деталях описывает деяния короля Паракрамабаху Великого по реформированию и объединению буддийской Сангхи в 1165 году. Надпись цитирует короля: "Если могущественный монарх как я остается равнодушным, видя снова и снова пятно на безупречной буддийской религии, эта религия может погибнуть, и тогда многие живые существа были бы обречены на ад. Позвольте мне служить религии еще тысячу лет.". Затем надпись повествует о деталях нового кодекса поведения для монахов, составленного известным аскетичным монахом Маха Кассапа (Maha Kassapa) из Димбулагалы (Dimbulagala). Этот кодекс интересен тем, что он дает представление о повседневной жизни монахов Шри-Ланки в 12-м веке.


Дворец короля Паракрамабаху, Полоннарува, Шри ЛанкаДворец короля Паракрамабаху I  / Виджаянта Прасада
(Palace of King Parakramabahu / Vijayanta Prasada)

Семиэтажный кирпичный дворец на 1000 комнат короля Паракрамабаху I был возведен в 12 в. Толщина остатков стен кирпичного здания составляет более 1 м., высота сохранившихся стен - около 9 м. 

Здание внутри демонстрирует следы средневекового пожара, устроенного тамильскими захватчиками в конце эпохи королевства Полоннарува, в результате него верх кирпичных стен закоптился и оплавился.

Дворец окружен бытовыми постройками, служившими домами для министров, солдат армии короля и обслуги. Считается, что "дворец на тысячу" комнат включал в себя и эти постройки. Сингальские хроники Чулавамса и Махавамса упоминают пирамидальную форму здания, с остроконечными крышами, поддерживаемыми кирпичными опорами, распределявшими нагрузку.

Наблюдаемые сейчас большие неровные отверстия в стенах дворца согласно гипотезе историков являются следами деревянных перекрытий дворца. Что удивительно, штукатурка на стенах королевского дворца Паракрамабаху местами сохранилась в своем первозданном виде - ее не смогли уничтожить ни человеческая воля, ни запустение города на протяжении 800 лет.


Храм Ланкатилака, Полоннарува, Шри ЛанкаСводчатый храм Ланкатилака 
(Lankatilaka Image House)

Сводчатый Дом образа Будды Ланкатилака представляет с собой большую кирпичную башню, (точнее ее остатки), высота стен строения которой некогда составляла 17 м. Внутри башни располагается статуя Будды, выложенная из кирпича, без головы, высота статуи составляла ранее порядка 12,5 м. Храм находится к югу от ступы Кири Вехера и входит в комплекс Алахана Привена (Alahana Privena).

У входа в Ланкатилаку расположены две высоких кирпичных колонны высотой по 18 м. Считается, что до разрушения их высота была в два раза больше. Две лестницы, ведущие на верхние этажи храма, выделяются уникальным устройством: при ширине в 10 см, высота ступени составляет 30 см, что было сделано с тем умыслом, что человек не сможет подняться наверх никак кроме как повернувшись боком, т.е. лицом к статуе Будды (поворот спиной к Будде является проявлением неуважения).

Храм Ланкатилака является прекрасным образцом строений, называемых Геди-ге (Gedi-Ge) - зданий со сводчатыми крышами, сделанными преимущественно из кирпича в виде полусферы или арки. Уникальной особенностью храма является изображение Нагини (Nagini), находящееся на баллюстраде.

Вход всех древних буддийских храмов обычно украшают лунный камень, два охранных камня и пару балюстрад по бокам ступеней. Охранные камни обычно изображают образ Нага (Naga) и крайне редко можно увидеть изображение женского образа Нагини. Резьба с изображением Нагини находится в храме Ланкатилака при входе, на внутренней стороне левой балюстрадыГолова Нагини оформлена одним и тем же образом, что и капюшоны нагов на противоположной стороне баллюстрады, что указывает на то, что оба, наг и нагини, были изображены равноценно, невзирая на пол, в качестве опекунов храма.


Зал собраний короля Паркрамабаху, Полоннарува, Шри ЛанкаЗал собраний короля Паракрамабаху I /Раджа Сабахава
(Chamber council of King Parakramabahu I / Raja Sabahawa)

Зал собраний короля Паракрамабаху Великого также называется Раджа Сабахава (Raja Sabahawa) или Раджа Вайшьябхуджанга Мандапайя (Raja Vaishyabhujanga Mandapaya).  Строение пережило реставрацию в 13 в.

Здание зала собраний имеет размеры 23 м. х 10 м. Ранее деревянный свод здания поддерживался четырьмя рядами каменных колонн, по 12 столбов в каждом ряду. Вход в здание украшает традиционный лунный камень, расположенный перед входом. К юго-востоку от зала расположены остатки древнего туалета.

Наверх, в зал, ведет отлично сохранившаяся лестница, у входа посетителя встречают два каменных льва. Платформа Зала собраний, состоящая из трех каменных слоев, с боковых сторон украшена барельефами также в три слоя: нижний изображает слонов, средний львов, и верхний - узорами "Wamana". Особенностью нижнего слоя барельефа является то, что изображения слонов не повторяются, они изображены в разных позах.


Озеро Паркрама Самудра, Полоннарува, Шри ЛанкаКрупнейшее искусственное озеро в Шри Ланке Паракрама Самудра
(Parakrama Samudra) 

Древний город Полоннарува располагается на берегах рукотворного озера Паракрама Самудра, также называемого "Море короля Паракрамбаху", созданного в 1200 году. 

Водохранилище Паракрама Самудра первоначально состояла из 5 больших резервуаров, разделенных небольшими плотинами, созданными, чтобы уменьшить давление на главной плотине. Многие небольшие водохранилища были построены вокруг основного резервуара, чтобы собирать воду и принимать ее в избытке при переполнении основного хранилища. Резервуары водохранилища: Thopa Vawa, Eramudu Vewa (Katu Vewa), Dumbuthulu Vewa, Kalahagala Vewa, Bhu Vewa.

При реконструкции в современное время объем водохранилища Паракрама Самудра существенно снизился. То, что мы видим сейчас - лишь часть существовавшего ранее грандиозного ирригационного проекта. Водохранилище поддерживает свыше 73 кв. км рисовых полей в округе Полоннарувы. На сегодняшний день, плотина имеет длину 14 км и высоту 12,2 м. Площадь водохранилище составляет боле 21,6 кв. км. со средней глубиной 7,6 м.


Статуя короля Паракрамабаху, Полоннарува, Шри ЛанкаСтатуя короля Паракрамабаху I 
(Statue of King Parakramabahu I)

Статуя, известная как "статуя короля Паракрамабаху" вырезана из скалы, ее высота составляет 3,5 м. Статуя находится на южном берегу озера Паракрама Самудра, в 1,5 км от плотины.

Предположительно статуя была построена в 12 в. в эпоху Полоннарувы, однако точные имена создателей и даты постройки, а также то, кто именно изображен в образе, запечатленном статуей, неизвестно.

Согласно исторической гипотезе, изваяние представляет короля Паракрамабаху Великого (Первого), правившего в 12 в. Альтернативной теорией является, что статуя изображает знаменитого индийского священника Агастью (Agastya) или Капилу (Kapila) из Пуласти (Pulasthi). Нельзя не отметить, что вторая версия выглядит более логично: изображение мужчины с небольшим животом и без украшений более соответствует образу священника. Косвенным подтверждением второй теории являются объект в руках статуи - наиболее вероятно, что это изображение книги, сложенной из пальмовых листьев ола, а также место расположения - всего в 100 м. от древнего монастыря Потгул Вехера.


Библиотека Потгул Вехера, Полоннарува, Шри ЛанкаДревняя библиотека Потгул Вехера
(Pothgul Vehera)

Кирпичное здание древней библиотеки Потгул Вехера, входящий в монастырский комплекс, расположено неподалеку от статуи короля Паркрамабаху Великого. Кровля здания не сохранилась, но кое-где на стенах можно наблюдать уцелевшие остатки росписей.

Комплекс Потгул Вехера состоит из 4 частей, расположенных на отдельных террасах, ограниченных стеной. На территории комплекса расположены 9 зданий, включая жилые постройки. Главное здание в центре - древний храм с некогда существовавшей кирпичной купольной крышей "гедиге", по углам расположены небольшие дагобы.

Предположительно комплекс Потгул Вехера был построен королем Паракрамабаху в 12 в. Оригинальное название этого арамейского комплекса не известно. Современное же название здания переводится с сингальского языка как "монастырская библиотека", поскольку считается, что строение служило местом хранения древних манускриптов и религиозной литературы.


Пруд Кумара Покуна, Полоннарува, Шри ЛанкаПруд Кумара Покуна 
(Kumara Pokuna)

Пруд Кумара Покуна располагается в непосредственной близости от королевского дворца Паракрамабаху I. Пруд Кумара Покуна вырезан на уровень ниже уровня дворца, что позволяло облегчить процесс сбора в него воды.

Пруд, отделанный каменными плитами, выполненный в строгих геометрических формах, имел практическое предназначение - он использовался для купания королевской семьи во времена короля Паракрамабаху. Вода доставлялась в пруд по двум подземным каменных трубам и направлялась в пруд через головы двух Макар.

Пруд имеет слив воды в сток, а рядом с ним сохранились следы наличия раздевалок в виде древних павильонов. Альтернативным названием пруда Кумара Покуна является Нандана Уяна (Nandana Uyana). В сингальской хронике Махавамса пруд Кумара Покуна упоминается как Сила Поккхарани (Sila Pokkharani). Каменный пруд был найден археологами и восстановлен в 20 в.


Дом образа Тиванка, Полоннарува, Шри ЛанкаХрам с фресками Тиванка
(Thivanka Image house / Thivanka Pilimage)

Рядом с прудом Нелум Покуна находится кирпичное здание буддийского храма Тиванка, покрытое снаружи декоративными росписями, а внутри содержащее фрески, изображающие сцены из жизней Будды. 

Дом образа Тиванка был построен в рамках комплекса Джетаванарама (Jethavanarama). Название здания появилось в результате обнаружения статуи Будды, изогнутой в трех местах: "Thivanka" в переводе с сингальского обозначает "три изогнутых линии (три кривые)". 

В центре Дома образа находится поврежденная статуя Будды, высота которой ранее составляла 8 м. Длина здания составляет 40 м, ширина 20 м, при этом толщина стен варьируется от 2 до 3,5 м. Внутренние стены здания были украшены фресками, изображающими сцены из жизни Будды. Хотя большая часть кладки была разрушена, красочные рисунки могут быть все еще видны на тех областях, где кладка сохранилась неповрежденной. Вход в здание состоит из двух сторожевых камней и два хранителя.


Дворец Ниссанка Маллы, Полоннарува, Шри ЛанкаДворец короля Ниссанка Маллы
(Palace of King Nissanka Malla)

Королевский дворец короля Ниссанка Маллы расположен на берегу водохранилища Паракрама Самудра немного севернее Археологического музея Полоннарувы.

Территория комплекса с южной стороны начинается от дамбы и проходит вдоль озера вглубь древнего города. Кирпичное здание дворца было построено в 12 в., во время правления короля Ниссанка Малла (1187-1196).

Здание было выстой в два этаже, верхний этаж был сделан из дерева, конструкции до настоящего времени не сохранились. Основание дворца выполнено в виде высокой платформы с 4 рядами гранитных колонн, поддерживавших ранее деревянную крышу. Длина основания дворца составляет 31 м., а ширина 13 м.

Каменный лев, охранявший дворец, был найден при проведении археологических раскопок и вывезен в Национальный музей в Коломбо. Дворец Ниссанка Маллы - очень скромное строение по сравнению с тысячекомнатным семиэтажным дворцом короля Паракрамабаху (1153-1186), находящегося в 1 км от этого места.


Зал собраний Ниссанка Маллы, Полоннарува, Шри ЛанкаЗал собраний Ниссанка Маллы
(Nissanka Malla Audience Hall)

Зал собраний - прямоугольное сооружение из каменной кладки, имеющее два яруса, расположенное рядом с дворцом короля Ниссанка Маллы.

Современное здание зала собраний представляет собой реконструированное королем, более старое двухэтажное кирпичное строение, перекрытия которого ранее поддерживались деревянными балками, не сохранившимися на настоящий момент.  Согласно предположениям археологов, ранее конструкцию зала украшала деревянная крыша, также не дошедшая до нашего времени. Своды зала собраний поддерживались 48 каменными столбами, установленными по 12 в 4 ряда.

Здание имеет два входа, главный вход находится на северной стороне, а также есть небольшой боковой вход на западной стороне. Почти исчезнувшие под влиянием природы барельефы, украшающие основание здания, изображают слонов и львов. Рядом с платформой находятся остатки 4 рядов колонн, по 12 в каждом ряду, поддерживавших ранее крышу.

Интересной особенностью этих каменных столбов является то, что они содержат короткие надписи, указывающие положение, занимаемое сидящими, а также перечисляют обязанности членов совета во главе с царем, занимающим престол, выполненный в виде льва. Сиденье рядом с львиным троном справа предназначались для наследника, в то время как 8 внутренних рядов колонн исписаны надписями, указывающих место других должностных лиц: премьер-министра, губернатора, главнокомандующего, а также секретарей, делопроизводителей и членов совета торговли. Скульптура гранитного льва в южном конце здания, возглавляющая ряды колонн, предположительно является частью королевского трона. Здание Зала собраний Ниссанка Маллы позволяет представить структуру управления государством в средние века.


Здание Ниссанка Маллы, Полоннарува, Шри ЛанкаСтроение Ниссанка Маллы
(Nissanka Malla)

Рядом с дворцом короля Ниссанка Малла и залом собраний расположено кирпичное строение высотой в несколько этажей с частично сохранившейся лестницей. Предыдущее назначение строения неизвестно, также как и строители и время постройки. 

Важной особенностью этого здания является то, что оно не имеет окон. Именно по этой причине это строение археологи считают гробницей короля Ниссанка Маллы.

На стенах здания частично сохранилась оригинальная штукатурка, что помогает представить общий вид зданий таким, каком он был более 800 лет назад.


Остатки острова-сада Дипа Уйяна, Полоннарува, Шри ЛанкаОстров с садом Дипа Уйяна
(Deepa Uyana / Island Garden)

Остров на озере Паракрама Самудра называется Дипа Уйяна. Первоначальным названием острова являлось Dipuyyana, что на пали означает "остров-сад". Также упоминается альтернативное название Сита Малигайя (Seetha Maligaya). Первые упоминания этого места найдены в древней сингальской хронике Чулавамса (Chulavamsa), которая описывает некоторые из конструкций, украшавших прекрасный остров-сад. Согласно данным Чулавамсы, на острове находилось несколько зданий:

  • Dolamandapa - павильон с качелями,
  • Kridamandapa - павильон для занятий спортом,
  • Mayuramandapa - павильон с павлинами,
  • Sanimandapa - павильон Сатурна, сделанный из слоновой кости,
  • Adasamandapa - зеркальный павильон,
  • Srngaravimana - четырехэтажное здание, украшенное картинами,
  • Dhavalaghara - павильон белоснежного цвета, полностью покрытый лепниной,
  • Vidyamandapa - павильон для наглядной иллюстрации различных отраслей науки,
  • Anantapushkarani - павильон с прудом, сделанным из камня, слои которого были выстланы в виде витков тела змеи короля Ананты,
  • Citrapuskarani - павильон с прудом, стены которого были украшены картинами.

В хрониках упоминается, что король Паракрамабаху Великий любил проводить время во дворце на острове в течение жарких летних месяцев, слушая песнопения и наблюдая выступления танцовщиц. Позднее, уже в современное время, в 2011 году, дворец на острове был сожжен и разрушен, все реликвии уничтожены.


Пруд Нелум Покуна, Полоннарува, Шри ЛанкаПруд Нелум Покуна 
(Nelum Pokuna)

Другой пруд, Нелум Покуна, расположен в удалении от основных объектов, неподалеку от храма с фресками Тиванка. Название "Нелум покуна" означает в переводе с сингальского "Пруд в форме лотоса". 

Купальня пруда выполнена с уникальным дизайном в виде пятиярусных лепестков лотоса. Сингальские хроники упоминают пруд Нелум Покуна среди прудов и купален, построенных королем Паракрамабаху Великим.

Диаметр гранитного пруда Нелум Покуна составляет 7,6 м. на самом верхнем уровне и уменьшаются до размера 1,6 м. на нижнем ярусе. Пять ярусов содержат по 8 гранитных лепестков. Именно древний гранитный королевский пруд Нелум Покуна в Полоннаруве стал образцом для современного зрительного зала, построенного бывшим президентом Шри Ланки Махиндой Раджапаксой в Коломбо Colombo Nelum Pokuna Mahinda Rajapakse Theatre.


Храм Шива Девалайя (1), Полоннарува, Шри ЛанкаИндуистский храм Шива Девалайя (1)
(Shiva Dewalaya / Shiva Kovil)

Первый храм Шива Ковил был возведен в 12 в., он находится на входе в древний город Полоннарувы, между Священным квадранглом и дворцом короля. Храм посвящен богу Шиве, его создатели и время создания не известны. Считается, что он был возведен в 13 в. южно-индийскими захватчиками.

Индуистский храм Шива Девалая выполнен в архитектурном стиле Пандья (Pandya). Здание создано из каменных блоков, чей регион происхождения неизвестен, поскольку среди каменных пород Полоннарувы они не обнаружены. Согласно одной из версий, храм был создан и перевезен в Шри Ланку из Индии, согласно другой версии, храм Шивы был выполнен индийскими мастерами по камню.

Внутри храма находится изваяние лингама, а напротив входа - статуя быка Нанду, на котором согласно легенде, ездил бог Шива. Каменные стены храма украшены индийскими барельефами. Крыша у здания на данный момент отсутствует, но предполагается, что она была выполнена из тех же каменных блоков, что и стены храма.


Храм Шива Девалайя (2), Полоннарува, Шри ЛанкаИндуистский храм Шива Девалайя (2)
(Shiva Dewalaya / Shiva Kovil)

Второй индуистский храм Шива Девалайя расположен в некотором удалении от первого. Время постройки храма Шива Девалайя датируется эпохой вторжения племен Чола (Chola) в Шри Ланку.

Храм, согласно принятой исторической теории, был посвящен индийскому королю Раджарадже (Rajaraja), который возглавлял вторжение в конце 10 в. и установил в Полоннаруве столицу королевства.

Храм посвящен богу Шиве, рядом с его входом находятся два каменных изваяния быка Нанду, священного животного в индуизме.  Внутри храма располагается лингам и образ, олицетворяющий один из аспектов индуистского бога Шивы (Тримурти), связанный со смертью и разрушением. Подношения совершаются в храме и в настоящее время. Храм был отреставрирован в конце 19 в. британцами. На фото и картах того времени данный храм упоминался как "храм бога Вишну".


Фото Полоннарувы

   
         
   

Просмотреть фото города Полоннарува.


 Погода в Полоннаруве, Шри Ланка

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
horosho smiley smiley smiley smiley smiley
           
Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
smiley smiley horosho smeshanno ploho ploho

Поделитесь с друзьями!