Канди (Kandy) и Перадения (Peradeniya)

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Город Канди, Шри ЛанкаГород Канди находится в 107 км от международного аэропорта С. Бандаранайке и в 222 км от популярного города-курорта Галле (Galle), в центральной части острова. Является вторым по величине, после Коломбо, городом Шри Ланки, а также южной оконечностью культурного треугольника страны. Также город, до 1815 года, являлся столицей последнего независимого королевства Канди.


Город Канди - последняя независимая сингальская столица

Город входит в состав административного района Канди и является столицей Центральной провинции острова, расположен по берегам озера Богамбара, на высоте 500 м над уровнем моря./p>

Город Канди обладает неповторимой, особенной атмосферой, а его архитектура лишь дополняет собой это впечатление. Специально спроектированные узорные стены Walakulu (синг. - "облака"), окаймляющие набережную озера Богамбара, создают впечатление обрамления облаками.

  

Белоснежные стены имеют треугольные отверстия, в которые ночью, сейчас уже только по праздникам, вставляются небольшие масляные лампы, используемые не только для декоративных целей, но и освещения улиц.

Проект строительства стен Walakulu не был завершен, т.к. королевство Канди пало под напором британских завоевателей.

Река, протекающая через город, носит название Махавели Ганга (Mahaveli Ganga). Махавели Ганга - самая длинная река Шри Ланки.

Происхождение названия города

Точное происхождение названия неизвестно, предположительно ранее город Канди назывался "Столица растущего великолепия Сенкдагала" (Senkadagala Siriwardhana Maha Nuwara), чье название сокращалось до Маха Нувара (столица).

Существует, и даже исторически закрепилась, также версия происхождения названия со времен колонизации, от слов Kanda Uda Pas Rata, что в переводе с сингальского языка значит "страна на горе".

Открыть карту города Канди в новой вкладке...



Достопримечательности: что посмотреть в Канди


Храм зуба Будды в Канди, Шри ЛанкаХрам Зуба Будды или Шри Далада Малигава
(Sri Dalada Maligawa)

Храм, расположенный на берегу озера, в непосредственной близости от королевского дворца, считается одним из важнейших мест для буддистов всего мира, т.к. там хранится реликвия - Зуб Будды. Специально для этого и был возведен храм Шри Далада Малигава. Храм зуба Будды был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году.

Здание храма несколько раз перестраивалось, последний кандийский король Викрама Раджасингха (Wickrama Rajasinghe) для размещения святыни возвел Октагон (Octagon), располагающийся хоть и на дворцовой территории, но являющегося частью храма.


Озеро Богамбара в Канди, Шри ЛанкаОзеро Богамбара в Канди
(Bogambara Lake)

Город Канди расположен по берегах искусственного горного озера Богамбара, на высоте 500 м над уровнем моря. Декоративное озеро было вырыто в 1807 году на месте рисового поля сингальским королем Викрама Раджасингхе (Wickrama Rajasinghe). Для сохранения декоративности озера, местному населению была запрещена рыбалка в нем. Второе название озера - "Kiri muhuda", оно переводится с сингальского как "Молочное море".

Министры короля советовали королю заняться более практичными проектами вместо строительства озера, т.к. ресурсы королевства Канди к этому моменту были уже истощены противостоянием Британии. Однако король не внял советам министров и проект был реализован, а королевство спустя несколько лет, вследствие недальновидной и иррациональной политики короля, оказалось захвачено британскими колонизаторами.

В середине озера Богамбара, на острове, находится королевский летний домик (Royal Summer House). На противоположной стороне дороги от Храма Зуба Будды расположены королевские купальни, использовавшиеся женами и наложницами короля (Royal Bathhouse). К помещению купален во время британского правления был добавлен второй этаж, а помещение превращено в библиотеку.


Музей Канди Шри Далада, Шри ЛанкаМузей Шри Далада
(Sri Dalada Museum)

Музей Шри Далада расположен на территории королевского дворца, он находится на верхних этажах здания Алут Малигава (Alut Maligawa). Музей Шри Далада занимает два верхних этажа.

Экспозиция музея включает множесто различных подарков, сделанных храму зуба Будды, антикварных писем времен колониализма, церемониальные предметы, изваяния сингальских королей, результаты археологических раскопок и многое другое.


Международный музей Буддизма в Канди, Шри ЛанкаМеждународный музей Буддизма
(International Buddhist Museum)

Международный музей Буддизма располагается на территории дворцового комплекса. Коллекция музея содержит статуи и изображения Будды, макеты буддийских храмов разных стран мира.

Экспозиция музея позволяет наглядно продемонстрировать распространение традиций буддизма в Азии и разных странах мира. Музей интересен для посещения с детьми, дает общее представление о предмете, наглядно демонстрируя отличия.

Фотографировать в Международном музее Буддизма запрещено. Вход в музей: 500 руп. Время работы: 9.00-20.00.


Четыре индуистских храма Вишну и Натха, Паттини и Кали, Канди, Шри ЛанкаИндуистские храмы - четыре Девалайи
(Maha Vishnu Devalaya, Natha Devalaya, Paththini Devalaya, Khaali Kovil)

Четыре индуистских храма посвящены богам Вишну и Натха, и богиням Паттини и Кали. Храмы расположены на территории Шри Далада Малигава, в непосредственной близости от буддийского храма зуба Будды.

Храм Вишну Девалайа посвящен индуистскому богу Вишну, расположен к северу от Ната Девалайа. Натха Девалайа посвящена индуистскому богу Натха.

Паттини Девалайа посвящен богине Паттини, к которой обращаются для избавления от различных детских и инфекционных заболеваний, а также чтобы умилостивить ее во время засухи. Паттини Девалайа является одним из объектов праздничной Перахеры.


Индуистский храм Катарагама Девалайа в Канди, Шри ЛанкаИндуистский храм Катарагама Девалайа
(Kataragama Devalaya)

Храм расположен вне территории Шри Далада Малигава, на улице Kotugodella st. Храм посвящен индуистскому богу Катарагаме, также известному как Муруган, Арумугам, Кандасами, Сабраманиам.

Согласно верованиям тамилов, бог Сканда прибыл в Шри-Ланку после бурной ссоры со своей женой Thevani, и там взял себе в жены шестнадцатилетнюю наложницу из южного района Шри Ланки - из Катарагамы.


Храм Малвату Маха Вихарайа Канди, Шри ЛанкаХрам и монастырь Малвату Маха Вихарайа
(Malwathu Maha Viharaya)

Храмовый комплекс расположен в городе, на южной стороне озера Богамбара, на улице Saranankara Mawatha. На территории комплекса находится два храма: Малвату Маха Вихарайа (второе название Pushparama Viharaya), и храм Сирималватха (Sirimalwaththa Temple, также называемый Poyamalu Viharaya).

Храм Пойамалу Вихарайа был возведен в начале 16 в. сингальским королем Сенасаммата Викрамабаху (Senasammata Vikramabahu). Согласно хроникам, король построил еще 86 монастырей для монахов из монашеских братств Malwathu и Asgiri Viharaya. Изначально монастырь строился всего для трех монахов.

Храм Малвату Маха Вихарайа является одним из двух основных храмов тхеравардинской буддийской монашеской общины ордена Сиам Никайа (Siam Nikaya). В настоящее время храмовый комплекс Малвату Маха Вихарайа служит для встречи Сангхи, а также ежегодно привлекает тысячи туристов.


Заповедник Удаваттакеле Канди, Шри ЛанкаЗаповедник Удаваттакеле
(Udawattakele Sanctuary)

Заповедник Удвавттакеле, или как его еще называют Королевский лесной парк (Royal Forest Park), расположен на склоне холма позади комплекса Шри Далада Малигава. Во времена правления сингальских королей посещение Удаваттакеле было запрещено для местного населения.

После падения королевства Канди состояние лесов в районе стало резко ухудшаться, началась вырубка лесов. Заповедником территория стала в 1856 году, затем в 1938 году территория внесена в перечень объектов, охраняемых государством.

В заповеднике находятся пруд, самый высокий пик "Kodimale", пещера Сенанканда (Senkanda), и кладбище Гаррисон (Garrison), несколько буддийских храмов и скитов. Также в заповеднике Удаваттакеле произрастает гигантская лиана возрастом 200-300 лет, называемая "Pus Wela" или "Entada pusaetha".



Что посмотреть в окрестностях Канди


Королевский ботанический сад Перадения в Шри ЛанкеКоролевский ботанический сад в Перадении
(Royal Botanical Gardens, Peradeniya)

Королевский Ботанический сад находится в 6 км от Канди в городе Перадения. Ботанический сад Шри Ланки занимает территорию около 60 га, в его коллекцию входят более 4,000 видов растений, в том числе редкие орхидеи, пряности, лекарственные растения, пальмы.

Перадения - одно из наиболее популярных туристических мест в Шри Ланке, в год его посещают более 2 млн. человек.

Ботанический сад открыт круглогодично, ежедневно с 8.00 до 17.30, продажа билетов осуществляется до 17:00.


Храм Ланкатилака Вихарайа Канди, Шри ЛанкаХрам Ланкатилака Вихарайа 
(Lankatilaka Vihara)

Храм находится в 15 км от Канди, в городе Хирипитийа (Hiripitiya)Храм Ланкатилака является прекрасно сохранившимся образцом традиционной сингальской архитектуры. Первоначально здание храма включало в себя 4 этажа (сейчас 3), в совокупности высотой около 80м.

Центральными объектами храмового комплекса являются традиционное дерево Бо, статуя Будды Майтреи, след Будды и храм Vihara Ge. На западной стороне находятся 5 Девилай - пять мест поколнения божествам: Упулван или Вишну (Upulvan), Саман (Saman), Вибхишана (Vibhishana), Ганапатхи (Ganapathi) и Кумара Бандара (Kumara Bandara). Бог Кумара Бандара считался защитником храма Ланкатилака.

Храм был основан в 14 в., в доколониальную эпоху Королевства Гампола сингальским королем Буванекабаху IV (Buwanekabahu IV). Король Буванекабаху IV, который правил с 1341 до 1351 г. выбрал гамполу в качестве своего королевства  и построил этот храм с помощью южноиндийского архитектора Sthapati Rayar.

Следующие за Буванекабаху IV пять царей также выбрали Гамполу в качестве своего королевства. И хотя короли Гамполы не были сильными воинами, они внесли значительный вклад в искусство Шри Ланки.


Храм Эмбекке Девалайа, Канди, Шри ЛанкаХрам Эмбекка Девалайа
(Embekka Devalaya или Embekke Temple)

Эмбекка - название места, Девалайа - место поклонения. Храм расположен по дороге в Гамполу, в 15 км от города Канди и в 10 км от Перадении.

Вторым названием храма является Катарагама Девийо (Katharagama Deviyo), служил местом поклонения местному божеству Девата Бандара (Devatha Bandara).

Храм был построен в 14 в. сингальским королем Викрамабаху III (Vikramabahu III) в эпоху королевства Гампола. Храм Эмбекка считается одним из лучших образцов искусства резьбы по дереву, украшающей вход, двери и 32 колонны храма. Слева от Эмбекка Девалайа расположены руины Амбалама Девалайа (Ambalama) - древнего места для отдыха путников, также построенные королем Викрамабаху III.


Храм Гадаладения Раджа Маха Вихара, Канди, Шри ЛанкаХрам Гадаладения Раджа Маха Вихара 
(Gadaladeniya Raja Maha Vihara);

Храм был основан в 14 в., в эпоху Королевства Гампола, сингальским королем Буванекабаху IV (Buwanekabahu IV). Для возведения храма был приглашен южноиндийский архитектор Ганешварачари (Ganesvarachari).

Главной святыней храма является статуя Будды под защитой Макара Торана (Makara Thorana)находящейся в окружении богов Брахма (Brahma), Суйама (Suyama), Сантушута (Santhusuta), Натха (Natha) и Будды Майтрейи (Maithree).

Внутри шикхара (купола) ранее находилось изображение Будды, которое было разрушено в эпоху завоевания португальцами. Рядом с алтарной комнатой находится Девалайа, посвященная богу Вишну. Согласно хронике Махавамса, здесь был основан Упулван Девийо (Upulvan Deiyo), таким образом, Вишну был выбран в качестве бога-покровителя, чтобы защитить землю Шри-Ланки и буддизм. 


Храм Асгирийа Раджа Маха Вихарайа канди, Шри ЛанкаХрам Асгирийа Раджа Маха Вихарайа
(Gampaha Asgiriya Raja Maha Viharaya)

Храм находится в одноименном городе Асгирийа, в районе Гампола. Древний пещерный храм расположен на вершине скалы, был основан в 1в. н.э. сингальским королем Валагамба (Walagamba). Король Валагамба некоторое время скрывался в одном из таких храмов, а затем приказал построить сотни пещерных храмов по всему королевству, чтобы во время рекрутинга иметь возможность тайно набрать и разместить армию в них для противостояния иноземным захватчикам.

Около 100 лет назад монахи построили зал для сбора милостыни в нижней части холма, так как благодетелям, предлагающим милостыню, было найти трудно подниматься на вершину холма каждый день. Позже на этом же месте были построены зал с изображениями Будды, ступа, дерево Бо, таким образом был создан еще один полноценный храм в нижней части холма.

Также существует секретный туннель на холме, попасть к нему можно поднимаясь к верхнему храму и свернув направо на середине дороги к храму. Путь к тоннелю пролегает через джунгли с колючим кустарником. но в итоге он приведет к широкой каменной пещере с небольшим выступом. Пещера становится все более узкой, по мере продвижения внутрь, в конце нее находится вход в туннель. Чтобы добраться до туннеля нужно проползти между низким потолком пещеры и полом. Вход в пещеру на настоящий момент замурован в целях безопасности.

Считается, что существует огромное сокровище, скрытое внутри туннеля, также существует легенда, что этот туннель был тайным путем к храму Пиликуттува, который находится на расстоянии около 8 км от храма Асгирийи. Существует также глубокое отверстие на камне рядом со ступой в верхней части храмового комплекса. Согласно местным поверьям, внутри этого отверстия в скале был спрятан клад, закрытый большим камнем, но охотники за сокровищами нашли клад, уничтожили крышку и разграбили все ценности.



Как доехать в Канди

shapeВ Канди из аэропорта:

  • на автобусе №1/245 Негомбо-Канди непосредственно с остановки у аэропорта;
  • на автобусе №187 из аэропорта до Коломбо (см. ниже);
  • на тук-туке до автовокзала Негомбо, далее на автобусе №1/245;

shapeВ Канди из Коломбо:

  • на поезде, ходит около 8 поездов в день Коломбо-Канди;
  • на автобусе №1 Коломбо-Канди;
  • на автобусах, идущих из Коломбо через Канди: №8 Коломбо-Матали или №79 Коломбо-Нувара Элия;

shapeВ Канди с юго-западного побережья:

  • на автобусе №2, 32, 60 до Коломбо, от Коломбо на поезде или автобусе (см.выше);
  • на поезде до Коломбо, от Коломбо на автобусе или поезде (см. выше);
  • на автобусе №17 из Панадуры; №315/1 из Хораны;
  • на автобусе №10 из Катарагамы;

shapeВ Канди с северо-восточного побережья:

  • на автобусе №45 Тринкомали-Канди;
  • на автобусе №22 из Ампары.

 
Фото города Канди

   
         
   

 

Открыть Фотогалерею города Канди в новой вкладке...



Погода и климат в Канди

Канди, как и окружающие его города, расположен выше низменных прибрежный районов, поэтому средние температуры там ниже, чем на побережье. Среднегодовая дневная температура +28С, ночная +20С. Канди подходит для посещения практически круглогодично, но наиболее сухим периодом является время с декабря по март, а также июль-август, во время традиционной Перахеры. Город обычно выбирают в качестве одного из пунктов маршрута, направляясь далее на север - в Дамбуллу, Анурадхапуру, Полоннаруву, или же на юг - в область Центрального высокогорья.

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
smiley smiley horosho smeshanno ploho smeshanno
           
Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
horosho smiley horosho ploho ploho horosho

 

История города Канди

Первое упоминание о городе относится к середине 16 в., к эпохе правления короля Гамполы Викрамабаху III (Wickramabahu III). С 1527 по 1658 год шла Сингальско-Португальская война, между сингальским королевством и португальскими войсками, в результате к концу войны все португальские захватчики были изгнаны с острова Цейлон. Канди стал столицей последнего сингальского королевства в 1592 году. Перенос столицы был вызван захватом прибрежных земель португальцами: в связи с непроходимостью дорог и изоляцией горной части страны, новая столица была намного безопасней предыдущей столицы Курунегалы. Реликвия, символизирующая королевскую власть в Шри Ланке, зуб Будды, была доставлена в Канди королем Вималадхармасурийа (Wimaladharmasuriya I), который привез его из храма Делгамува (Delgamuwa) в Сабарагамуве, руин которого к настоящему времени не сохранилось.

В период 1761-1766 годов королевство сражалось с голландскими захватчиками, которые к тому времени уже оккупировали побережье острова. Королевство Канди терпимо относилось к голландскому присутствию на побережье Шри Ланки, хотя время от времени столкновения происходили. Самое амбициозное наступление было предпринято кандийским королевством в 1761 году, когда король Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) напал на голландцев и захватил большую часть побережья, оставив голландцами только сильно укрепленный город Негомбо.

Когда голландская карательная сила вернулась на остров в 1763 году, Кирти Шри Раджасинха отказался от контроля береговой линии и вывел войска вглубь острова. Тогда в 1764 году голландцы продолжили наступление, однако их пут пролегал через джунгли, их преследовали болезни, жара, отсутствие провизии. Ситуация усугублялась тем, что кандийская армия, прятавшаяся в джунглях, наносили голландской армии серьезный урон, армия голландцев терпела большие потери и потому наступление было безуспешным.

В январе 1765 голландская армия предприняла меры по изменению тактики ведения боя: запасла провиант, сменила форму на более ориентированную для походов по джунглям, штыки поменяли на мачете. Таким образом голландцы добрались до столицы королевства - Канди, после чего обнаружили, что город пуст. Сингальская армия отступила в джунгли, отказавшись от ведения открытого боя, переходя в длительную изматывающую противника войну, что имело определенный успех - несмотря на всю подготовку, голландские войска несли значительные потери. Результатом войны стало подписание мирного договора о Баттикалоа (Treaty of Batticaloa) в 1766 году, согласно которому под контролем Голландии оставались прибрежные районы, ситуация оставалась таковой до 1796 года.

С 1796 года территории, бывшие под контролем голландцев (принадлежавшие Франции), перешли под контроль Британской империи согласно Договору во время французских революционных войн, в этот период Британия, за счет военных потерь других европейских стран, стала передовой мировой державой. Британское владение Цейлоном было документально оформлено в 1802 году Договором Амьена (Treaty of Amiens). В 1803 году Британской империи вторглись в Канди, что положило начало Первой кандийской войне, но наступление было отбито армией королевства.

Британцы предприняли вторую попытку захвата королевства Канди в 1815 году, начав Вторую кандийскую войну. Англичане начали вторжение, однако не встретили никакого серьезного сопротивления на пути и достигли столицы королевства Канди 10 февраля 1815 года. Последний король Канди, Шри Викрама Раджасинха, с южно-индийской родословной, в результате своей деятельности король столкнулся с мощной оппозицией со стороны сингальской аристократии Radalas, которые стремились усилить свою собственную власть. Успешный переворот и низвержение короля Канди были организованы сингальскими аристократами в феврале 1815 года.

2 марта 1815 года между аристократией Цейлона Radalas и англичанами был подписан Договор (Kandyan Convention). С помощью этого договора, Цейлон признал Георга III в качестве своего короля и стал британской колонией. Это был уникальный договор - он не был подписан самим сверженным королем, но его подписали сановники разного уровня.

Последний король королевства Шри Викрама Раджасинха был захвачен и заключен англичанами под стражу, а впоследствии сослан в Веллора Форт в южной части Индии вместе со всеми претендентами на трон. Некоторые из членов семьи были сосланы в город Танджора (ныне известный как Танджавур, в Тамилнаду). Место проживания семьи последнего короля Канди, расположенное в восточной части города, до сих пор называют "Канди Раджа Аранманай".

В 1817-1818 произошло Великое восстание (Great Rebellion) в Уве, также называемое Третьей Кандийской войной. Восстание было жестоко подавлено англичанами. В результате этого восстания была практически уничтожена вся сингальская аристократия. Во время своего правления англичане экспроприировали землю крестьян, чем фактически привели их к крайней нищете. Жители Канди были вынуждены отказаться от своего традиционного образа жизни, содержания собственных хозяйств и стать наемными рабочими.

В 1830х года британцы завезли на остров кофе и начали строить железную дорогу. Условия труда наемных рабочих на плантациях были столь ужасны, что кандийские крестьяне, несмотря на нищету, отказывались от рабского труда на англичан. Это заставило британцев привезти в Цейлон сотни тысяч тамильских кули (чернорабочих) из Южной Индии. Десятки тысяч тамилов гибли в путешествии, а затем на работах на плантациях. Британская аристократия все время нуждалась в деньгах, потому вводились все новые и новые налоги, становившиеся неподъемным бременем для населения.

В 1848 году на Цейлоне произошло восстание в Матали (Matale Rebellion). Восстание началось 26 июля 1848 года в Дамбулле по благославению буддийского монаха Гонгалегодой Банда (Gongalegoda Banda), провозглашенным "невенчаным королем", и Веера Пураном Аппу (Veera Puran Appu), провозглашенный премьер-министром Цейлона. Их главной целью был захват Канди и получение независимости от Британской империи. Зачинщиков бунта поймали, судили и выдворили в Малайзию.

Бунт в Матали, или Великий бунт, был результатом грабительской политики Британии по отношению к населению колониального Цейлона, восставшие в основном являлись крестьянами и ремесленники, таким образом, впервые в истории Цейлона восстание возглавили простые люди, т.к. сингальская знать почти полностью была уничтожена во время восстания в Уве. Восстание в Матали считается первым шагом на пути перехода антиколониального восстания в борьбу за независимость Цейлона от Британии.

В 1944 году, во время Второй Мировой войны, командование армией союзных войск в Юго-Восточной Азии было переведено в Канди, где и базировалось до окончания войны.

В 1998 году террористы из организации Тигры Освобождения Тамил Илама (ТОТИ), попытались проехать в Храм зуба Будды на грузовике, начиненном взрывчаткой, были убиты и ранены несколко человек, храму существенного урона взрыв не нанес.

Поделитесь с друзьями!